Космический закон вовсе не обязывает учителей жить только в горах, — мой собеседник взглянул на меня насмешливо. — Ни индийские Гималаи, ни Тибет не обладают монополией на святых. Если человек не потрудился отыскать нечто внутри себя, никакие перемещения в пространстве ему не помогут. Как только преданный готов идти за духовным просветлением хоть на край света, он находит своего гуру где-то поблизости.


Воспоминания о Йогананде

Stacks Image 385

Свами Криянанда



Мой гуру иногда демонстрировал такую силу публично. Однажды в Симфоническом Зале в Бостоне, хотя по американским меркам он был не велик ростом, он скинул в оркестровую яму шестерых дюжих полицейских, просто выгнув спину, когда те пытались прижать его к стене. Они вышли на сцену в ответ на его приглашение испытать силу, которую по его утверждению, дает практика йоги. Когда зал увидел шестерых здоровых мужчин, принявших его вызов, люди решили, что на сей раз его ждет неминуемое поражение, но он победил без видимых усилий. Йоги говорят, что такие проявления силы зависят не столько от выброса адреналина, сколько от владения естественной энергией тела и окружающей вселенной.

Парамханса Йогананда Биография

Свами Криянанда

Йогананда был необычным ребенком

Отец Мукунды занимал высокий пост в Бенгальского-Нагпурской железнодорожной компании. Благодаря такому положению он мог для сына доставать бесплатные билеты даже в отдаленные места. Мукунда иногда пользовался этой возможностью, и путешествовал в небольшой компании друзей.

Доктор Нагендра Дас, друг детства Мукунды, рассказывал мне: «Везде, где мы останавливались, группы мальчишек, привлекаемые магнетизмом Мукунды, очень быстро собирались вокруг него. Более того, способность Мукунды, а впоследствии, конечно, и Йогананды, приобретать друзей — где бы он не появился — была просто феноменальной.

Мукунда всегда медитировал в мансарде дома, где жила вся семья, на Гурпар-роуд, 4. Один раз повар дразнил его, что расскажет об этом старшему брату Ананте. Мукунда ответил вполне серьезно:

— Не надо смеяться над этим. А то проучу вас, если захочу.

— О, конечно! — издевался повар, — Скажи, малыш, что ты сделаешь со мной?

— Приклею вашу руку к стене.

— А ну, попробуй! — засмеялся повар.

Мукунда взял левую ладонь повара и приложил ее к стене, вытягивая его руку вперед. Внезапно повар обнаружил, что не может двинуть рукой. Как он ни старался, он не мог оторвать ладонь от стены.

Он взмолился об освобождении, но Мукунда весело ответил:
— Вам придется постоять там некоторое время. Это наказание за то, что смеялись над моей духовной практикой!

Прошло какое-то время, прежде чем Мукунда, возвращаясь, освободил повара. Тот сразу же упал на колени и просил о прощении.

Йогананда много медитировал в детстве

Медитации Мукунды — совсем не то занятие, которое можно было бы ожидать от маленького мальчика. Для начала стоит сказать, что он часто медитировал по семь-восемь часов без перерыва. Как он сказал мне: «Я был готов практиковать Хонг-Со [техника медитации] хоть семь часов подряд, пока не войду в состояние бездыханности». И кроме того, он часто испытывал необычные видения.

Тем не менее, сам он говорил: «Когда-нибудь у меня будет очень длинная медитация. В конце концов, что такое семь или восемь часов, когда в сутках их двадцать четыре? Разве люди не работают еще дольше, только лишь для удовлетворения своих материальных потребностей?»

Однажды утром Мукунда проснулся с мыслью: «Прошел уже целый год. А я так и не выполнил обещание, которое дал сам себе! Так и не будет долгой медитации, пока ждешь этого «завтра»! Почему не сегодня? Почему бы не сегодня утром?»

Он сел в медитацию. Прошло целых сорок восемь часов. Мукунде они показались не больше сорока восьми минут. В течение какого-то времени того экстатического состояния его тело левитировало над землей.

Наконец, он вернулся в столпотворение этого шумного мира: звуки прислуги, занятой домашними делами; голоса членов семьи в нижних комнатах; гомон людских голосов и шум на улице. Эта какофония нестройно ворвалась в уши Мукунды, но, все же, не смогла нарушить его внутренний покой. По дороге на кухню он встретил повара — возможно, того самого, чью руку он приклеил к стене. Этот верный слуга уже много лет страдал от болей в спине. Прикосновение, и тот мгновенно исцелился.

Было обеденное время. Все члены семьи сидели по индийской традиции на соломенных матах, расстеленных по всему полу в столовой. За два прошедших дня они почти не обратили внимания на отсутствие Мукунды. Все знали, что он любил медитировать, и не беспокоили его по этому поводу.

Мукунда тоже сел с ними. Пока он ел, он был в сознании абсолютной отвлеченности от всего вокруг. Уставившись в одну точку, он заметил Боди, жену Ананты (старший брат Мукунды), с любопытством глядевшую на него. Боди, как и Ананта, никогда не одобряла того, что они оба называли «религиозным фанатизмом» Мукунды. С внутренней улыбкой Мукунда подумал: «Позволь мне немного поразвлечься со всеми, и особенно с Боди!»

Частично отведя сознание из тела, Мукунда ненадолго вернулся в то внутреннее состояние, что он испытывал почти полчаса назад. Его тело, внезапно лишившись энергии, тихо опустилось на пол. Боди испуганно вскрикнула. Она быстро подбежала и ощупала пульс. Сердце не билось. Остальные в ужасе собрались вокруг неподвижного тела.

В отчаянии позвали семейного доктора. По его требованию тело перенесли на кушетку. После тщательного осмотра доктор вынес страшный вердикт: «Он умер».

Боди торжественно огляделась вокруг и объявила: 
— Вот, что бывает из-за слишком усердной практики йоги!

Остальные члены семьи произнесли хвалебные речи за дорогое дитя, которое они потеряли уже навсегда.

В комнате была служанка, которую в семье все очень любили и называли «Дева Ма». Дева Ма служила в доме почти с материнской преданностью уже много лет. Но иногда она горячо спорила с Мукундой ради того, чтобы еще больше привлечь в дом его друзей. Теперь и она присоединилась ко всем со своим панегириком.

— О горе! Конечно, он был озорным, но, во всем остальном он был хорошим мальчиком. — И затем безутешно зарыдала: — О Бхагаван! [Господь] Теперь мне не с кем будет спорить!

Мукунда уже больше не мог сдерживать себя: 
— Ага, как же, будет с кем! — воскликнул он. 

— Ты! — закричала Дева Ма, — Я так и знала, что ты только играешь! — Она схватила веник и с притворным гневом швырнула им в Мукунду.


Йогананда получал и передавал Сверхсознательный опыт в детстве

В другой раз Мукунда заметил другу: 
— Люди никогда не видят Бога, потому что никогда и не пытаются увидеть Его.

— Никогда не пытаются?! Но тысячи каждый день ходят в храмы. Разве они не пытаются?

— Никогда искренне, — ответил Мукунда. — Его улыбка была так далека от этого мира.

— Но если Бог жаждет прийти к человечеству, как ты часто сам говорил, может же он довольно легко сделать это, когда они, по крайней мере, молятся Ему, даже и с неглубокой концентрацией?

— Нельзя сказать, что Он не придет, — ответил Мукунда, — Скорее всего, это они не соответствуют Его уровню. Вместо этого они настаивают, чтобы Он Сам спустился к ним. Но почему Он должен приходить к ним? Он прекрасно знает, что большинство людей только и хотят, что спорить с Ним! В мирских сердцах нет места Его совершенной радости. Люди больше озабочены своими мирскими желаниями, чем чистым желанием Его любви.

— Ты хочешь сказать, что, если бы мы сейчас сели и от всего сердца призвали к Нему, Он придет?

— А почему нет? Конечно! — последовал твердый ответ, — Почему Он должен отказать нам, чьим единственным «скрытым» мотивом является наша любовь к Нему?

— Сегодня! — воскликнул друг, — Почему не сегодня?

— Ладно, — сказал Мукунда.

Они пошли на «чердак» Мукунды и уселись на маленьких ковриках в позе лотоса.

— Ты думаешь, мы могли бы увидеть Бога в образе Господа Кришны?

— А почему бы и нет? Шри Кришна обязательно придет к нам сегодня вечером! — ответил Мукунда.

Они начали с пения чантов. Потом делали Крия йогу, затем Хонг-Со (наблюдение за дыханием), а потом просто в молчании взывали к Кришне, призывая его любовью своих сердец, чтобы Он явился перед внутренним взором. Прошло несколько часов. Ночное небо померкло. Они спели чанты, помедитировали еще немного. Но Кришна все не являлся.

— Я боюсь, Он сегодня не придет, — сказал, наконец, друг Мукунды.

— Он придет! — был непреклонным ответ.

Они посидели еще немного. 
— Мукунда, уже светает. А Он так и не пришел. Я засыпаю!

— Спи, если хочешь, — укоризненно прошептал Мукунда, — Но если я умру, пытаясь, я буду звать Его, пока Он не придет!

Внезапно во внутреннем храме Мукунде пришло чудесное видение: Кришна шел по мягким облакам из золота! Кришна, Его милая улыбка — как дар небесного покоя!

— Я вижу Его! — вскрикнул Мукунда, — Я вижу Его, О луна Гокулы!

— Это неправда. Ты все выдумал.

— Ты сам Его увидишь! — Мукунда протянул руку и мягко ударил своего друга по груди над сердцем.

— Я тоже Его вижу! — закричал он, — О да, я тоже Его вижу!

Каким блаженством наполнились их сердца в то чудесное утро!

Образование Мукунды несколько выбивалось из «нормы». То есть, хотя он и ходил на занятия, он больше получал откровений внутренне, чем от учителей. Обычно он предпочитал сидеть на задних партах, чтобы можно было незаметно от учителя закрыть глаза и слушать истины, шедшие изнутри. И все же как-то раз, учитель приказал ему открыть глаза и быть внимательнее. Мукунда пытался, но ему это не всегда удавалось.

«Сядь в первом ряду передо мной!» — приказал учитель.

«Я так и сделал, — рассказывал Йогананда много лет спустя, — Но теперь учитель считал само собой разумеющимся, чтобы я держал глаза открытыми. Сидя прямо перед ним, я понял, что на самом деле проще закрыть глаза и медитировать.

Однажды в школе я подсунул записку мальчику, сидевшему рядом. Бог поручил мне написать эту записку, так я и сделал.

«Я твой гуру», — говорилось там.

Мальчик посмотрел на меня с упреком и пробурчал себе под нос: «Ты больной!». Это был его единственный комментарий.

Я улыбнулся. В тот день у этого одноклассника было божественное испытание. Бог показал ему правду о том, что я написал. Взволнованный, он пытался разыскать меня на следующий день. Но я прятался от него. Прошло несколько часов, прежде чем мы снова встретились».

Йогананда и Кали

Мукунда поклонялся Богу в форме Божественной Матери. Западные люди издеваются над индусами за то, что они называют «идолопоклонничество». На самом деле, это не идолопоклонничество, а «идеальное поклонение». Идолопоклонничество означает стремление искать удовлетворения в этом мире: богатство, власть, славу и тому подобное. Никто в Индии, кроме абсолютного невежи, не думает, что Бог это ничто. Он бесконечный. Как Бог окружает нас повсюду, так и любой духовный образ, являющийся частью этой великой реальности, может помочь нам сосредоточить свое внимание на Нем. Бесконечность — довольно сложная концепция для концентрации. На самом деле в долгой истории Индии есть немало случаев, когда Бог действительно оживлял каменные статуи. Например, все знают о жизни Трайланга Свами, великого святого из Бенареса, который также, как и Горакнат, прожил несколько столетий. У него в храме была статуя — возможно, это была Кали, уже не помню. Один преданный постоянно умолял благословить его через эту статую.

Однажды вечером они вдвоем сидели в соседней комнате. Статуя сама пришла, села рядом и беседовала с ними на возвышенные темы. Через некоторое время «идол» вышел из комнаты и вернулся на свое обычное место. Божественные силы покинули его.

Трайланга спокойно посмотрел на преданного и спросил: «А теперь, что-нибудь изменилось?» Безусловно, этот случай вдохновил преданного, но изменился ли он сам до такой степени, чтобы Бог Сам к нему явился? Мой гуру имел обыкновение говорить: «Путь к Богу — это не цирк!» Важно то, что мы сами себя изменяем. И в этом отношении Будда был совершенно прав.

Тем не менее, видения могут быть утешением, хотя они и не являются гарантией, что ясновидец — святой.

Как я уже говорил, Мукунда особенно поклонялся Богу в форме Матери Вселенной. Так как его друзья знали, что он был очень набожным, они были рады любой возможности рассказать ему о новом храме Кали, который они находили неподалеку. Однажды они пришли к нему с вестью о новом храме.

Мукунда был спокоен. 
— Вы все идите, если хотите. А я сегодня хочу остаться дома.

— Остаться дома! Но почему?

Мукунда только улыбнулся. Его друзья пошли в храм, смиренно преклонились перед образом Божественной Матери и спели несколько религиозных песен. Они были в приподнятом духе, но это длилось всего один вечер.

Дома Мукунда поднялся к себе в мансарду. Храмы тоже имеют значение, и прежде всего, для поднятия преданности каждого человека. Но преданность Мукунды уже давно достигла этого уровня в точке сверхсознательного экстаза во лбу — в лобной доле мозга за этой точкой.

«Мать с лотосными стопами! — молился он, — Мать, Твои волосы укрыли все Творение! О Мать, приди ко мне! Мать, твоя улыбка мерцает в миллионах звезд. О Божественная Мать, разорви эту завесу тьмы, что скрывает Тебя от меня!»

Долго он звал Ее. Несколько лет назад, когда он потерял свою земную мать, его ноющая любовь к ней была перенаправлена Божественной Матери Вселенной. (Мудрый юноша! Вместо скорби о своих земных потерях, мы должны направить свою любовь к Богу, где каждая боль становится благословением.) И теперь, наконец, Мать всех матерей явилась ему!

— Кали! — прошептал он, — Мать Кали, Ты пришла! О, как Ты прекрасна! Мать, пусть моя жизнь будет непрекращающейся песней любви к Тебе!

Божественная Мать улыбнулась.
— Я дарую тебе эту молитву, дитя Мое. Хотя ты должен поехать в далекие страны и привести много душ в Мое надежное убежище, в глубине души ты всегда будешь находиться в безопасности в Моем невидимом присутствии. И как часто бы ты не звал Меня, Я всегда предстану перед тобой в этой форме.

Мукунда (Йогананда) называл Кали «прекрасной», когда Она приходила к нему в видениях. Естественно, все физические образы Кали нельзя сравнивать с тем, что были в видениях. Ее изображают с четырьмя руками, с гирляндой черепов, волосы неряшливо растрепаны и разбросаны во всех направлениях, язык вывалился изо рта, Она стоит (как будто в триумфе, что для Западного человека довольно стереотипно) на распростертом теле Ее мужа, Шивы. Все это, однако, глубоко символично. Англичане считали Ее богиней смерти, и такой форме поклонялись «Тагги» (группа наемных убийц). Йогананда объяснял нам эту символику так:

«Кали олицетворяет Мать Природу. Ее четыре руки символизируют фазы творения, сохранения и разрушения, а четвертая изображает дар спасения для тех, кто стремится за пределы Природы к сердцу Бесконечности. Гирлянда из черепов изображает Ее божественную вездесущность во всех человеческих умах. Но почему черепа? Потому что вся человеческая жизнь временна. Ее развевающиеся наружу волосы означают энергию Бога, текущую через все Творение. Ритмические шаги Ее танца символизируют вибрационную природу Творения. Ее муж Шива изображен лежащим на земле, потому что Бог Отец, Вечный Дух, находится за пределами Творения, за пределами всех вибраций, живой в неподвижной пустоте Брахмана (Духа).

Танец Кали прекращается, когда Ее легкие шаги прикасаются к груди Бесконечного. Именно поэтому Ее изображают с вывалившимся языком, что Она вдруг понимает, что зашла слишком далеко! Конечное не может проникнуть в самое сердце Бесконечности».

В Индии Кали изображают, кусающей свой язык, немного придерживая его зубами, когда Она осознает, что допустила ошибку. Даже на Западе это обычное, инстинктивное движение.

Излишне говорить, что многие индусы тоже не понимают этой глубокой символики, и полагают, что Кали показывает язык в жажде крови, а Ее развевающиеся волосы напоминают им разбушевавшуюся ведьму, которая ищет следующую жертву. Гирлянду из черепов, опять же, принимают как символ жажды крови. А Ее четыре руки для них не имеют никакого значения. Ее поза, стоящей на груди Шивы, принимается за позу победы.

Индийские образы Бога часто намеренно некрасивы. Это делается для того, чтобы преданный не попал в заблуждение, думая, будто какое-то изображение может определить Бесконечное. Изображения Кали, конечно же, совсем некрасивые. Тем не менее, Ей поклонялись многие великие святые и учителя, в том числе Йогананда и Шри Рамакришна.

Рам Прошад, великий поэт-святой семнадцатого века, тоже поклонялся Кали. Однажды он ремонтировал забор на своем дворе, когда пришла его дочь и помогла ему. Он запел. Его дочь спросила:
— Кому ты поешь, папа?

— Я пою моей Божественной Матери, Кали. Но она очень непослушная! Хотя я часто пою для Нее, но Она никогда не приходит ко мне.

— Если она никогда не приходит, почему ты продолжаешь Ее звать? Это же бесполезная трата времени! — С легким смехом его дочь убежала.

К вечеру Рам Прошад закончил работу. Он рассказал своей жене, как их дочь помогала ему. Жена ответила:
— Но это невозможно. Она весь день на другом конце города с друзьями.

Когда вечером их дочь вернулась домой, он спросил ее об этом. Она ответила:
— Пап, ты сам можешь спросить кого угодно. Меня здесь не было. Я была далеко, на другом конце города.

И тогда Рам Прошад понял: это была его Божественная Мать, которая пришла к нему в форме его дочери и дразнила: «Если Она никогда не приходит, почему ты продолжаешь Ее звать?»

Итак, вы видите, что Кали может явится во многих формах, и редко, если вообще когда-либо, кто-то увидит Ее в храме. И Она может быть бесконечно доброй, доброжелательной, и даже насмешливо игривой! Тем не менее, Ее детские глаза могут раскрыть глубокое, свободное от эго спокойствие Бесконечности.

Господь Джаганатх, изображенный на большом храме Джаганнатха в Пури, показан с отсеченными руками. Само изображение совсем некрасиво, и было намеренно искажено таким образом. Целью этого было показать, что Бесконечного Господа просто невозможно изобразить в человеческой форме.

Интересно, что Бухарские ковры в Персии (Иран) всегда содержат изъяны, которые тоже делаются намеренно. Опять же, этим преследуется цель показать, что совершенство невозможно представить во внешней форме.

Сам храм символизирует человеческое тело, где преданному рекомендуется сесть в медитацию и «погрузиться внутрь». А по-другому и невозможно — вездесущего Бога нельзя ограничить ни пространством, ни временем.


Воспоминания о Йогананде

Харе Кришна Гош

Stacks Image 570


В этой группе Гуруджи сопровождали моя двоюродная сестра Амийя, ее мать Субарналата, моя тетя Ашалата, друг Гуруджи Тулси с женой (те, кто знал ее, любовно называли "Мартан Ма") и еще несколько дальних родственников. Рано утром вместе с другими сотнями паломников со всей Индии мы сели на большой пароход. После 40 миль, где река была очень широкая и оба берега вдали слабо различались, мы вдруг обнаружили, что корабль понемногу погружается в воду, и вода прибывает на палубу
судна.
Все паломники перепугались, и от страха началась беготня. Даже капитан корабля испугался. Многие паломники, увидев, что наш Гуруджи одет в желто-оранжевую одежду, подбежали к нему и спрашивали, как спасти свою жизнь.
Гуруджи сказал:
— Спокойно, не волнуйтесь и не бегайте от страха. Все будет в порядке. Садитесь, там, где стоите, и молитесь Богу за свои жизни.
Все успокоились и начали молиться. Через пять или десять минут мы обнаружили, что вода ушла с палубы, и корабль поднялся из воды до нормального уровня. Затем паломники снова пришли к Гуруджи и сказали:
— Гуруджи, вы спасли наши жизни!
Но Гуруджи сказал:
— Нет, не я. Вы молились Богу, и поэтому Бог сохранил всех вас.
Для меня это снова было чудо. А напряжение от страха утонуть у всех ослабло.


Йогананда и Шри Юктешвар

Однажды ранним утром в сентябре, Шри Юктешварджи пришел к нам на Гарпар Роуд, 4.
По его совету мы тем утром организовали Нагар Санкиртан. Нагар Санкиртан означает, когда много преданных ходят по дорогам с музыкальными инструментами и поют духовные песни. В этот день этим музыкальным шествием руководили Шри Юктешварджи и Гуруджи. Многие преданные, включая моего дядю, отца, других родственников и меня, шли за Юктешварджи и Гуруджи, и пели духовные песни.
Мы прошли по многим улицам, и через некоторое время зашли в какой-то район, где жили люди другой религии. Когда мы проходили по их территории, один разъяренный человек размахивал палкой над головой и кричал:
— Прекратите музыку! Прекратите петь!
Мы в страхе остановились и перестали петь. Тем не менее, тот человек был очень взбешен.
В этот момент Шри Юктешварджи сказал Гуруджи:
— Йогананда, подойди к этому человеку и посмотри, что с ним случилось.
Мы еще больше перепугались и подумали: "Что произойдет с нашим Гуруджи, если он подойдет к этому разгневанному человеку?" Но без каких-либо колебаний Гуруджи вышел вперед, встал перед этим человеком и сказал:
— Что с вами? Почему вы так сердитесь? Мы верим во все религии и никого не беспокоим, мы только поем наши духовные песни.
Как только Гуруджи произнес эти слова, мы увидели, что раздраженный человек тут же полностью изменился. Он извинился перед Гуруджи и сказал:
— Прошу простить меня. Вы можете продолжить петь ваши песни.
Мы снова начали петь, и пошли дальше.


Йогананда мало спал и много работал

Хотя Гуруджи был великой душой, и все время был занят, он все равно оставался обычным человеком и с изрядной долей юмора. Он любил детей и общался со всеми людьми на равных. Вставал он рано. Когда каждое утро он делал обход всех детей, кто долго спал, он сворачивал кусочки бумаги и вкладывал их в наши носы и уши, чтобы заставить нас вставать раньше. Он говорил: "Вставайте! Вставайте, дети! Вы так долго спите по утрам. Смотрите, солнце уже высоко в небе — быстрее вставайте!" Гуруджи любил делать такие вещи.


Бабаджи и его портрет

Изображение Махаватара Бабаджи, которое мы видим сегодня, это не фотография, а репродукция с рисунка моего отца, Сананды Лал Гош. Однажды, в 1935 году, Гуруджи попросил моего отца нарисовать Бабаджи. Мой отец сразу же начал работать над эскизом. Я тоже тогда присутствовал. Я сидел с боку от моего отца и наблюдал, как отец рисует, а с другой стороны, сидя на стуле, был Гуруджи и описывал Бабаджи, каким он его запомнил в видении.
Мой отец сделал этот рисунок, слушая описание Гуруджи, и когда он был завершен, Гуруджи был очень доволен моим отцом. Он сказал:
— Гора, ты проделал большую работу для меня. Этот рисунок очень похож на Махаватара Бабаджи.

Воспоминания о Йогананде

Маргарет Боуэн Диец

Он всегда подчеркивал важность медитации — "Остановитесь и познайте, что Я — Бог"(Псал.45:11)