Stacks Image 1118

Бхакти йога

Это путь йоги преданной любви. Истинные святые всех религий, независимо от способа реализации своей страстной преданности — будь то молитва, песнопения или танец, — достигали однажды в своем развитии точки, где погружались в глубокий внутренний покой. Всякое движение для них прекращалось.

По словам святой Терезы Авильской, в этом состоянии она даже не могла молиться, настолько всепоглощающим был ее внутренний покой. Она была истинным йогом, хотя ничего не слышала о йоге. Но, не ведая того, что эта абсолютная тишина и есть цель духовного поиска, она потратила много лет (как она впоследствии признавала), стараясь вернуть свой ум к поверхностным религиозным практикам, которые ее душа пыталась превзойти.

Таким образом, от личного пыла и рвения бхакти йога должна вести к безличному покою. Важно не то, как мы определяем Бога, а как мы приближаемся к Нему. Бхакти-йог мыслит о Боге прежде всего в личных, человеческих определениях — Отец, Мать, Друг или Возлюбленный. Такой личный взгляд помогает ему возбуждать в себе и направлять любовь к Богу. Невежественные последователи этого пути тратят массу энергии на споры о достоинствах избранных ими божеств, не понимая того, что Дух являет Собой все формы и вообще не имеет формы (ибо по существу превосходит все формы). Не то, что мы любим, а то, как мы любим — вот, что важно, чтобы наша преданность привела нас к просветлению. Сектантские различия лишь создают все новые волны симпатий и антипатий, но не выливаются в йогу.

Бхакти йога, или чистая преданность, в определенной степени представляет собой важный фактор для каждого искателя. Бескорыстная любовь это один из быстрейших способов остановки вихрей эгоистических желаний и вывода чувств из орбиты эго для слияния с Божественным Потоком. Главное, что должна включать бхакти йога, это самоотдачу: не только шумные и громкие духовные песнопения, но и безмолвное слушание божественного ответа. Преданность это способ создания мощного потока чистой энергии, который просто смоет и унесет все нечистые желания.

Карма йога

Путь йоги деятельности ведет не ко все более лихорадочной и безудержной деятельности, а к глубокому внутреннему покою и свободе. Реализация в карма йоге заключается не столько в том, чтобы делать много, сколько в том, чтобы, делая все больше и больше, даже в мелочах признавать единственным Деятелем Бога. В деятельность так или иначе вовлечены все, но лишь немногих людей можно назвать карма йогами. Памятуя в труде о Боге, истинный карма-йог старается перенаправлять все порочные импульсы своего сердца в конструктивное русло. Более того, он пытается сознавать божественную энергию, протекающую через него в процессе деятельности.

Нишкам карма, бескорыстное действие, или действие без желания его плодов, — вот, что такое карма йога. Любая иная деятельность приводит не к йоге (единению), а к еще большему закабалению, так как поднимает в сердце новые волны симпатий и антипатий.

Действие свойственно человеку. Нам не обрести внутренней свободы, если мы будем умерщвлять свои порывы бездействием.

Карма йога отнюдь не настаивает на строительстве больниц и прочих делах, которые принято считать богоугодными. Будучи целью, свобода является и критерием правильного действия. Если, например, по натуре (которая определяется его прошлой кармой) человек склонен работать на земле, то садоводство — как фактор освобождения — будет для него, скорее всего, важнее чтения проповедей перед массами. В жизни каждого человека правильное действие определяется тем, что приводит его, в высочайшем смысле, к божественному состоянию внутренней свободы.
Отсюда очевидно, что карма йога вовсе не является особым, специфическим путем.

Действуя без стремления к плодам своих действий, йог учится жить не прошлым или будущим, а безвременным СЕЙЧАС.

Так внешняя деятельность постепенно прекращается, и главной работой йога становится духовный подъем других безмолвными эманациями своего покоя.

Гьяна йога

Это йога мудрости.
Мудрость приходит прежде всего с практикой
вивеки (различения и распознания). Эго встречается на этом пути с искушением польстить себе, восхваляя собственное глубокомыслие, с которым все больше и больше углубляется в анализ различных сторон реальности. Здесь, однако, важно не количество постигнутых великих истин, а степень понимания самой главной истины: необходимости подняться над личными симпатиями и антипатиями. Многие гьяна йоги, упражняясь в проницательном анализе, в действительности только питают свои симпатии и антипатии в виде неумеренной любви к глубокомыслию.

«Нети, нети»
— «Не это, не то». Поднимая одну за другой все завесы, скрывающие дверь к Истине, гьяна-йог приходит наконец к Самой Истине, лишенной всех поверхностных отличий.

Человеку ни за что не добраться до высшей реальности, пока он ищет ее на уровне идей, либо привлекательных для него, либо отталкивающих. Поиск должен вести его внутрь себя, на все более глубокие уровни понимания того, кем и чем является
он сам. Он должен развеять ложные отождествления своего сердца. Как в бхакти и в карма йоге, здесь важно не что йог видит, как он видит.
Вот почему этот путь называется гьяна йогой (йогой мудрости), а не вивека йогой (йогой различения). Мудрость это не только цель, но и путь. Гьяна-йог должен смотреть на все с беспристрастием мудреца. Его способность разбираться в человеческих глупостях не так важна, как неподверженность главной из них — наваждению иллюзии.

Уместно здесь сравнение и с дополнительным ощущением комфорта, которое возникает при взгляде на горящий в камине огонь в теплом помещении, когда знаешь, что за порогом сейчас бушует метель. Чем лучше сознаешь, что вся радость сосредоточена в Высшем «Я», тем больше все мирские искушения укрепляют убежденность в свободе души.
Гьяна йога — не изолированный путь к Богу. Даже в бхакти и карма йоге она указывает направление всего мышления, необходимое для того, чтобы прийти с их помощью к освобождению.

Раджа йога



Описанные здесь в общих чертах пути рассчитаны на различия в человеческом темпераменте — на тех, кто живет больше либо чувством, либо действием, либо рассуждением. Поскольку всякий человек сочетает в себе особенности всех трех темпераментов, независимо от преобладающего в его натуре, то в той или иной степени он должен испробовать все три пути.

Но темперамент — фактор поверхностный. Это качество не души, но эго. Совершенство на любом из этих путей превосходит темперамент, от внешних практик ведя к глубокому, внутреннему покою. Опять же, если «внутреннее» в какой-то степени не присутствует с самого начала пути, внешние практики так и останутся внешними и не приведут к нейтрализации чувственных вихрей, что, собственно, и составляет суть йоги.

По этой причине внешние практики необходимо дополнить ежедневной медитацией. Медитация укрепит и преданность, и действие, и распознание, а конкретные практики соответствующих путей усилят медитацию и помогут определить ее направление. Не только медитация, но ее гармоничное сочетание со всеми тремя йогами — с медитацией как главным средством — составляет путь раджа йоги, или «царской» йоги.

Королевская йога рассматривает природу человека как царство, состоящее из множества психологических черт и физических особенностей, каждая из которых требует к себе особого внимания. Царь не может благоволить лишь к одному сословию за счет остальных, иначе их недовольство посеет семена бунта. Подобным же образом и человеку легче идти к совершенству, если все стороны его натуры развиваются гармонично. Потому раджа, или царственному, йогу, предписывается управлять своим царством мудро и терпеливо, уравновешивая и объединяя в одно целое все стороны своей природы. Так как истинным владыкой внутреннего царства человека является душа, то главная задача раджа йоги состоит в развитии сознания души с помощью ежедневной медитации. Но и односторонняя медитация может привести к дисгармонии. Поэтому раджа йогу рекомендуется развивать все стороны своей природы, постоянно помня, однако, о необходимости нейтрализации волн симпатий и антипатий и о недопустимости создания в результате самовыражения эго все новых и новых вихрей эгоистической привязанности.